"Залог здоровья": как столица бьется за чистоту Москвы-реки
Главная беда российских рек – в невысокой сознательности горожан
«Собеседник» увидел, как усилиями ГУП «Мосводосток» ведется борьба за главную водную артерию города, Москву-реку. Наверное, нет такого москвича, который не хотел бы видеть Москву чистой и ухоженной. Увы, слишком у многих желание порой расходится с действиями – и летят во все стороны окурки, обертки, бутылки и прочий мусор. Но если асфальт достаточно подмести, то убрать хлам из воды, которой зачастую «достается» в разы сильнее, не так-то просто. В столице очисткой Москвы-реки и ее притоков занимается ГУП «Мосводосток», у которого под данные задачи отряжен целый флот. Свидетелями и полноправными участниками одного из таких рейдов стали на днях журналисты «Собеседника». Маленький, но мощный МС-3 патрулирует Москву-реку Фото: автора Теплоход МС-3 отчаливает от берега и набирает ход. Экипаж зорко высматривает на поверхности воды мусорные «пятна».
Едва заметив угрозу, капитан плавучего мусоросборщика подходит ближе и опускает специальный ковш, который словно большой сачок с легкостью вылавливает предметы весом в несколько десятков и даже сотен килограммов, а то и тонн. Если же простыми методами не справиться, на помощь ковшу приходит манипулятор. Ковш МС-3 способен поднять грузы весом до 4 тонн Фото: автора – За сутки наш теплоход способен собрать до 20 кубометров плавучего мусора, – говорит механик судна Владимир Долгов. – Спокойнее всего коммунальщикам летом и осенью, когда максимальная суточная норма составляет пять кубометров, весной же мы собираем около десяти.
Правда, пока работы у Владимира Петровича и его коллег немного. Во-первых, холодная весна не до конца расковала верховья Москвы-реки, а потому стаявшая вода еще не принесла в столицу мусор из области, во-вторых – и это для коммунальщиков самая большая напасть – навигация только открывается. Но пройдет всего несколько дней, и вот тогда любители прогулок по воде начнут, будто соскучившись по этому занятию за долгую зиму, швырять в речку все, что ни попадя… Экипаж судна-мусоросборщика демонстрирует принцип работы ковша Фото: автора – «Находок» хватает, – подтверждает руководитель группы эксплуатации ГТС флота ГУП «Мосводосток» Владимир Лапенков. – Особенно много их там, где у Москвы-реки неукрепленные берега, где за этим нет особого внимания и люди, увы, могут неправомерно утилизировать этот мусор. Но мы чистим. По словам Лапенкова, чаще всего попадается бытовая техника – многократно флот вылавливал холодильники у Бесединского моста у юго-восточной границы города – , огромные деревянные катушки от проводов, мешки с ТБО (твердыми бытовыми отходами) от речных трамвайчиков, а также различные «сюрпризы» от дворников. Нередко встречаются и более крупные «подарки» вплоть до каркасов легковых автомобилей – и тут без МС-3 никак не обойтись. Владимир Лапенков: «Находок» хватает. Но мы чистим. Фото: Стоп-кадр ТВ – Кроме мусора мы ликвидируем химические загрязнения, – дополняет коллегу пресс-секретарь ГУП «Мосводосток» Ирина Кузнецова. – Иные москвичи у берегов рек моют машины, и сливают нефтепродукты прямо в воду. Где-то на промышленных предприятиях случаются аварийные сбросы, сливы…
Вода, как известно, – это агрессивная среда, и потому способна частично растворять некоторые загрязнения. Но те же нефтяные пятна, если не помогать природе с ними бороться, могут еще долго дрейфовать, отравляя окружающую среду. Владимир Лапенков напомнил, как в декабре 2013 года на Яузе из-за прорыва трубы на пришвартованном теплоходе нефтепродукты по реке разлились на площади 300 квадратных метров. – Тогда наш флот трое суток подряд боролся с этим пятном, и мы все же смогли не пустить его дальше, – говорит специалист. – В противном случае существовала угроза не только для местной флоры и фауны, но и для жителей Москвы, Подмосковья и других регионов России вниз по течению. МС-3 с легкостью управляется с попавшимся на пути бревном Фото: автора На экопатрулирование акватории Москвы-реки сейчас каждые сутки выходят по пять судов, при этом всего на флоте ГУП «Мосводосток» состоят три десятка – достаточно, чтобы поддерживать безопасность. Но, как известно, чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят, и невысокая сознательность горожан, увы, является одной из главных причин постоянных загрязнений.
Пока могучий МС-3, в одиночку прошедший от Дорогомиловского моста до Воробьевской набережной (около 10 из 67 километров Москвы-реки расположенных в черте мегаполиса), где корреспондент «Собеседника» покинул борт, со своей задачей справляется с легкостью, даже попавшееся на пути бревно вытащив за считанные секунды. Но важно помнить: то, насколько горячие времена каждый год ждут борцов за экологию Москвы, а вместе с этим и качество нашей с вами жизни, зависит только от каждого из нас.